Один день. Один город. Один снаряд. Один дом…
Сегодня мы расскажем вам о маме Лене из Донецка, а еще о ее семье. Главным героем нашего рассказа будет ее младший сын — Вовка. Да, именно Вовка мы называли этого улыбчивого парня, не Вова и не Владимир. Младший сын, любящий брат, талантливый мальчик и отважный маленький герой.
О семье
У Елены с мужем большая и дружная семья: старшему сыну Роману — 26 лет, двойняшки Данила и Юля по 19 лет и Вовка, ему 12. Жили они в своем уютном доме в Донецке.
«Чем больше детей в семье, тем легче. В какой-то момент старшие ребята становятся примером и помогают родителям. Вова самый младший, старшие дети его любили, оберегали и всегда брали с собой. А он всегда равнялся на братьев и сестер и старался разделять с ними все интересы. Он начал заниматься моделированием воздухоплавательных аппаратов, подсмотрев это увлечение у брата Данилы».
Вообще дети у мамы Лены очень творческие. Когда они были маленькие, старалась записать их во все кружки:
«Я случайно нашла в Донецке дом творчества. Зашла и увидела там выставку детских поделок: и вязание крючком, и бисер, и мальчишки там всякие объемные машинки из бумаги делали. Мне так понравилось. Вовчик вообще тогда маленький был. Двойняшки начали ходить туда мои. Дочка занималась бисером и вязанием, а Данил – моделированием воздухоплавательных аппаратов».
Водитель поезда
Все в семье очень любят животных. Особенно Вовка, он очень любопытный и тот еще изобретатель. Любит изучать природу и ее явления. А еще любит точные науки.
Дома у семьи раньше жили джунгарские хомячки:
«Как-то на Новый год детворе купили паровозик. Они восьмеркой сделали на кухне дорогу. У нас джунгарик смирно сидел, катался в паровозике. Водителем поезда был. В общем, будущие биологи растут».
Один раз дети нашли землеройку – это зверек, похожий на мышку с длинным носиком. Узнали через интернет, кто это. Нашли, чем землеройка питается и перекопали половину огорода, искали червячков, чтобы ее накормить. Так их копать не заставишь, понимаете? Это спортивный интерес.
Линейка и таблица умножения
Вовка еще ходил в детский сад, когда мама впервые взяла его в кружок, где уже занимался его старший брат. Мальчик тогда еще не знал таблицу умножения, не умел даже пользоваться линейкой, но цель себе поставил и мама начала ему помогать!
«Если надо было разделить, например, на 3, он отпрашивался у своего преподавателя и выходил в коридор, где я его ждала и могла ему подсказать».
Мама посчитала и Вова тут же бежал в кабинет и продолжал работать над макетом. Он даже занял первое место в конкурсе по моделированию воздухоплавательных аппаратов в Республике.
Спортивное ориентирование
Немного позже братья увлеклись спортивным ориентированием на природе:
«Сначала, когда этим начал увлекаться старший сын, я к этому относилась не очень серьезно, просто как к хорошему времяпрепровождению на природе с друзьями. А когда ориентирование занялись двойняшки — они начали побеждать и зарабатывать медали».
Данила и Юля чемпионами стали быстро, получили много грамот, медалей и кубков, Вовка тоже не пропустил ни одного соревнования. И так бы эта дружная семья и продолжила спокойно жить, развиваться, радовать родителей. Но произошли события, которые перевернули не только историю этой семьи, но и историю всего мира. Началась атака ВСУ.
Колбаса и сардельки
Тренер детей по ориентированию уехала в Крым, и дети на какое-то время остались без своего увлечения. Новая команда в Донецке собралась только через несколько лет. Ребята снова занялись спортом и стали ездить по соревнованиям, а вот вместо кубков привозили другие награды.
«Однажды после очередных сборов мои дети приезжают и говорят: «Мама, теперь мы тебя кормить будем». Я не сразу поняла, о чем они говорят. Оказывается, сын занял у меня первое место — ему дали колбасу и сардельки, а дочка заняла второе место — ей дали только сардельки. Это было очень трогательно».
Донбасс. Начало
События того времени Елене вспоминать страшно и тяжело, и не только Елене. Изменилось все. Изменились все. Люди начали покидать родные места, прятаться от обстрелов, защищаться и все равно — верить в лучшее, верить в правду, верить в победу.
«Над нами очень низко летал вертолет, и сидел военный с автоматом. У нас дома крыса была. Дочка тогда крысу взяла в руки, ходит, плачет. Это было жутко, конечно».
От обстрела у семьи разорвало изнутри теплицу, где они выращивали цветы. На летней веранде осыпались стекла. Вплоть до зимы 2014-го семья еще не пряталась в подвалах. В феврале случился особенно сильный обстрел. Снаряды летели рядом с домом, отключился свет.
«Нам повезло, к нам не попало. Но было очень страшно. Дочка в ванну забежала, я на кухне была, а мальчишки телевизор смотрели. Даня так и остался на диване, а Вовка побежал ко мне навстречу. Я его положила на пол, сверху собой его накрыла. Земля так дрожала! У нас в трех метрах от дома есть подвал. Но знаете, к земле так прижимает, что даже о том, что есть подвал, забываешь».
Ребенок внутри них остался ребенком
Тогда мама Лена решила отправить детей в Авдеевку, в Донецкую область к своим родителям. Все тогда ждали ВСУ наступление на Донецк. Елена Леонидовна думала, что там будет детям спокойнее. Но нет, Авдеевку обстреливали все сильнее. Бабушка и дедушка со внуками часто спускались в подвалы, прячась от обезумевших ВСУ.
«Когда мы забирали детей с Авдеевки, мы были одни на трассе. Подъезжаем на мост, а там лежит теннисный стол и на нем написано: «Въезд запрещен. Огонь на поражение». Муж говорит, чтоб я ложилась на заднее сиденье, и мы потихонечку ехали и все-таки смогли пересечь. Очень страшно было».
Из-за этого постоянного чувства страха дети очень быстро повзрослели. И хотя психологически они стали взрослыми, ребенок внутри них остался ребенком.
21 мая 2022 года — прилет без свиста
Раннее утро, дети спокойно спят, тишина. Казалось бы, что может нарушить сон? И тут – взрыв! Одиночное прямое попадание снаряда в дом, в коридор, прямо в дверь детской комнаты. Полетели осколки. В детскую кровать.
«У нас двухъярусная кровать. Наверху спал старший брат, а внизу Вова. Дыма было много. Муж вынес Вову, скорая быстро приехала. Мы обычно слышали свист, а тут ничего не было слышно. Одиночный был прилет и все, больше ничего не было».
Сначала семья ничего не поняла, дым, камни полетели, грохот. Но все поняли, что случилось непоправимое. Отец схватил Вову и на руках вынес его на улицу, срочно вызвали скорую, мама не смогла, была в шоке, 103 набрал старший сын. Когда рассмотрели ребенка, поняли, что осколки снаряда очень сильно поранили ноги Вовки, левая была как будто разорвана, а правая ножка просто согнулась… Скорая очень быстро приехала, пожарная, дом загорелся. Надо соседу спасибо сказать. Он тогда прибежал, сказал ногу Вовке перетянуть.
Так ребенок оказался в Донецкой областной клинической травматологической больнице. Надежда на чудо у врачей теплилась, но травмы были настолько сильными, что спасти мальчику обе ноги было просто нереально.
В донецкой больнице Вовка пролежал полтора месяца.
«Врачи нашей больницы очень помогли нам и между собой совместно с различными благотворительными фондами согласовали наш приезд. У нас не было даже никаких сомнений в том, что мы поедем в Москву».
У тебя нет части ладошки, а у меня нет части ножки
Детей, которые пострадали от обстрелов ВСУ очень много. Травмы все разные, но очень тяжелые. Страшно представить, что чувствует ребенок, который становится жертвой военных действий, физически, психологически. И страшно представить, что чувствуют их родители, на руках у которых страдает ребенок. Но многие дети после ранений смеются и относятся к своим травмам с черным юмором. Мальчишка рядом в соседней палате лежал у него без ладошки. И Вова шутил: «У тебя нет части ладошки, а у меня нет части ножки». А как иначе относиться, чтобы не повесить нос?
Мама Лена вспоминает момент, когда Вове стало немного легче, он посмотрел на нее и сказал: «Хорошо, что со всеми остальными все хорошо и со мной только так случилось».
Москва
10 июля мальчика перевезли в Москву. Благотворительный фонд «Страна для детей» оказал помощь семье: обеспечили транспортировку и сопроводили в больницу. Сейчас Вовка находится на лечении в Рошальской городской больнице в центре столицы. Одна нога у него восстанавливается с помощью аппарата Елизарова, вторую пришлось ампутировать. Все раны постепенно заживают, выздоровление идет быстро.
Кроме регулярных процедур и перевязок мальчик самостоятельно делает зарядку, чтобы держать мышцы в тонусе. После восстановления можно уже будет делать протез и менять его, пока не остановится рост. В больнице у Вовки появились друзья, он самостоятельно ездит к ним на коляске и не разрешает ему помогать, ведь взрослый парень! Почти мужчина уже! Мама, мама всегда рядом, папа с семьей в Донецке, решает проблемы с жильем, так как дом восстановлению не подлежит.
Собака
У Вовки есть одна заветная мечта: собака. Изначально мальчик хотел большую собаку, породы хаски. Но мама Лена считает, что такую стоит заводить только в своем просторном доме. А его у семьи больше нет… Поэтому в своем выборе Вовка остановился на небольшой собачке породы корги, теперь мечтает о ней.
Хочу домой, Артем ждет
Вовка хочет вернуться в Донецк, потому что там его ждет друг Артем, с которым они то дерутся, то общаются не разлей вода. Как-то в школе они собирались ехать на экскурсию в ботанический сад. Друзья повздорили, подрались в классе, и их обоих не взяли в поездку.
«Однажды они как обычно поссорились. Артем хотел Вову ударить ногой и сломал свою ногу об друга, – рассказывает мама. – Его нога тоже оказалась в аппарате Елизарова». Какое-то время мальчики даже лежали в одной донецкой больнице вместе, пока Вовку не отправили в Москву.
Сейчас
Сейчас Вовка идет на поправку, недавно его приехала проведать вся семья, вся дружная семья. Даже по Москве погуляли. Впереди у мальчика долгие реабилитации, протезирование, но самое страшное уже позади. В больнице Вова встретил свой день рождения. Его любят все, и пациенты, и врачи, и персонал. Все потому что он невероятный. Улыбается, шутит, мечтает и строит невероятные планы. А главное, он точно знает, что учиться и жить он хочет в столице, а главное — он мечтает купить большой дом и завести столько собак, сколько захочет.